Ирина Саттарова
Региональная власть вновь взялась за перекрой муниципальной
Не успели главы поселений и районов разобраться, кто за что отвечает,
не разделались еще в Гвардейске с приснопамятной библиотекой, как
велено «вертать все взад». Принят 315-й федеральный закон, который
позволяет вернуть на уровень районов часть полномочий глав поселений.
Фактически откатить реформу, проведенную в рамках 131-го ФЗ. Стоит ли
воспользоваться возможностями нового закона или жить как и прежде,
муниципальные власти и региональные депутаты обсуждали на
координационном совете в областной Думе.
Первым слово взял, так сказать, Плюхин цукановской команды — то есть
господин Блинов, министр муниципального развития. Словно унаследовав от
своего предшественника стальные нотки в голосе, Александр Блинов, не так
давно работавший в муниципальной власти, принялся критиковать реформы
по ФЗ-131.
«Та
реформа, которую мы завершили в рамках 131-ФЗ, мягко говоря, не
соответствует нашему региону. Мы сделали, наверное, ошибку. Это уже
очевидно. Губернатор провел очень много встреч с населением с декабря по
февраль месяц. Конечно, это была предвыборная гонка. Люди сразу
обращались, задавали вопрос: „Сможете ли вы, Николай Николаевич, сделать
так, чтобы мы знали одного человека — главу муницпального образования?"
Единая глава должна быть. В связи с этим нужно рассмотреть возможности,
которые нам предоставляет 315-й закон», — сказал Блинов.
До конца года все 15 муниципальных районов области должны быть
реформированы, заявил министр. Блинова поддержал и его дважды
экс-коллега Олег Шлык, ранее работавший и главой муниципалитета, и
министром, а теперь ставший председателем комитета облдумы. Казалось бы,
еще немного — и совершится не то что реформа муниципального
самоуправления, а почти революция. И пионеров — пилотные районы —
назначили: Неманский и Черняховский. В Балтийске попытаются сократить
количество властителей в рамках 131-го федерального закона. Идиллию
нарушил глава Немана Валерий Кленевский.
«Если 7 лет назад у правительства Калининградской области была четкая
позиция, было политическое решение и практические решения по реализации
131-го закона, то прошло полгода, но ни одного конкретного документа я
лично не видел. Все идет на откуп — кто что придумает. И это ведет к
серьезным задержкам и к серьезным ошибкам. Мы не можем бесконечно
лавировать между законодательством и пожеланиями губернатора», —
неожиданно разразился критикой не слывший оппозиционным глава.
Кленевский напомнил, что уже передал часть полномочий району, да
только вот законность этих решений теперь приходится доказывать в суде.
Поведение Кленевского становилось все большей угрозой для парламентского
спокойствия: подобно неумной женщине, неманец публично сравнил бывшего и
настоящего. Сравнение было не в пользу байкера Цуканова. «Если вы
помните, мы в Калининградской области начали 131-ФЗ в Зеленоградске,
Правдинске и Гвардейске. Тогда была целенаправленная комплексная
программа, бригада из правительства, которая работала по указанию Бооса.
Решали вопросы предметно и щепетильно по каждой строчке
законодательной, и через 4 года они имели какой-то результат», —
продолжал господин Кленевский.
Он пожаловался депутатам облдумы, что администрации Немана и
Неманского района никак не могут разработать проект соглашения о
передаче полномочий. «Потому что, извините, дилетантам заниматься
законодательством сложно», — буквально шокировал собравшихся
разбушевавшийся муниципал. Правда, не уточнив, зачем он, глава города,
держит в администрации дилетантов.
Слово взял глава администрации Багратионовска Александр Ивахненко.
Тот самый, которому местные депутаты уже пытались выразить недоверие.
«Можно ли рассмотреть возможность передачи полномочий района городскому и
сельским поселениям? Я говорил с коллегами, они согласны», — сказал он.
И предложил собравшимся сравнить: у Багратионовска 6 млн рублей долга
за топливо, а у района — 10 млн.
«Я вот и хотел спросить, о чем думал законодатель, издавая этот
закон? О приближении власти и денег к народу или о распылении средств
бюджета? Все понимают: если власть опять перейдет вся к району, то
уменьшится внимание к городскому населению», — сказал господин
Ивахненко.
Удивительно: реформы в рамках 131-го федерального закона не ругал
только ленивый, власти первого уровня неоднократно жаловались на
бессилие, но вот угроза прощания с властью оказалась значительно
страшнее обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
Окончательному провалу обсуждения возможных реформ в местной власти
поспособствовало заявление главы Черняховска Андрея Наумова,
руководителя очередного муниципалитета-пионера. Господин Наумов сообщил,
что направил запрос в Госдуму о реформировании в рамках 315-го закона. 4
мая главе города пришел ответ. «Пока нет соответствующих изменений в
Бюджетный кодекс, которые бы позволили осуществить передачу полномочий»,
— сказал Наумов.
В разговоре с журналистами Марина Оргеева попыталась смягчить критику
в адрес главы региона. «Наоборот, мне кажется, с муниципалитетами
правительство работает, а законодательную власть для реализации данных
действий правительство практически не привлекало. Значит, это наша
работа. Мы ее будем выполнять. Исполнительная власть провела работу, а
законодательная — не участвует», — заявила она.
Олег Шлык в свою очередь напомнил, что 315-й федеральный закон был
принят лишь полгода назад. «Губернатор области на всех выездных встречах
в муниципальных образованиях призывает все городские поселения
передавать полномочия», — встал на защиту экс-коллеги и экс-начальника
господин Шлык.
Председатель комитета также нашел самую главную проблему
реформирования. «Самая главная проблема заключается в том, что никто не
хочет отдавать власть. Пусть она маленькая, но никто не хочет ее
отдавать. Потому что это лишение зарплаты, это лишение статуса и так
далее, и так далее. На практике что сейчас происходит даже в тех
муниципалитетах, которые согласились? Они проходят процедуры, но если
депутатский корпус избран на 5 лет, он не собирается слагать
полномочия», — пояснил Олег Шлык.
Впрочем, никто из региональных законодателей не посмел взять на себя
ответственность и пообещать, что очередная реформа не закончится игрой в
чехарду с населением — теперь за это отвечаю не я, найди того, не знаю
кого. Известно также, что для Георгия Бооса муниципальная реформа стала
большим испытанием на политическую прочность. Сумеет ли новый губернатор
безболезненно провести откат — также под вопросом.
vip.gazeta39.ru
|